Приветствую Вас, Гость

 

Покровский храм с. Б-Жирово
 

Покровский храм с. Б-Жирово. Фото Алексея Петушкова.

Село Жирово - одно из самых старых сел нашего края. Первое письменное упоминание о нем относится к 1623 году, где Жирово уже носит статус села, т.е. населенного пункта с храмовым приходом. В списках храмов по переписи 1628 года упоминание о селе отсутствует. По всей видимости, вместо храма с Престолом и Антиминсом первоначально в селе была возведена часовня, что подтверждается и документами 1841 года: «В селе Жирово есть глухая часовня на месте бывшей церкви в чрезвычайно ветхом состоянии.»

В переписи храмов 1654 года по Курицкому стану Курского уезда упоминаются два храма, которые, судя по имеющимся географическим свидетельствам, находились на жировской земле. Это церковь «Архангельская на Жировине» и храм «Афанасия Великого и Кирилла Александрийского на Демской дани». Если принять во внимание, что населенный пункт в XV-XVI веках назывался «Жирово на Демином колодезе», то возможно допустить и наличие двух храмов в пределах нынешнего Покровского прихода.

В 1841 году было построено (освящено 7 декабря 1841 года) новое здание храма, сохранившееся до середины века. Храм до 1934 годаЭто каменная с колокольней церковь, имевшая один Престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы и объединившая жителей тринадцати населенных пунктов: с. Покровское, д. Ивановка, д. М. Жировка, с-цо Ушакова, с. Б. Жирово, д. Н. Заболоть, д. В. Заболоть, д. Курица, д. Шемякина, д. Полевой Колодезь, д. Томлин Колодезь, д. Доброхотово, х. Кочеток. В 1916 году общее количество прихожан составляло 863 двора (3179 мужчин и 3140 женщин). В связи с большим количеством прихожан церковный клир также был значительным: в 1650 году в селе служили два священника, диакон, дьячок и два пономаря, в 1795 году был открыт третий приход и увеличился штат: три иерея, диакон, три дьячка, три псаломщика.

Покровский храм с. Б-Жирово. Фото Лукин В. А.

Благодаря пожертвованиям прихожан у Покровского храма было большое количество церковной земли – около 350 десятин. В 1916 году ему принадлежало 14 десятин усадьбы, 106 пахотных десятин, 50 сенокосных, 30 десятин занимали дороги: церкви были отведены 116 десятин болотистой почвы, 28 десятин занимало кладбище. И пожертвования продолжали поступать: в том же 1916 году дворянка Анна Николаевна Емельянова пожертвовала храму 1 десятину земли в селе Жирово. Кроме того, жертвовали дома, сады, сбережения. Кружечный доход храма составлял 2-3 тысячи рублей в год.

При храме находилась сторожка, сдаваемая в аренду под земскую школу, при храме располагались три церковно-приходские школы, к услугам которых предоставлена была библиотека, состоящая из 160 томов.

Рядом с храмом располагалось довольно обширное - 28 десятин - кладбище, как сказано в клиповой ведомости, «на удобном месте». Средств храма было достаточно, чтобы кладбище по периметру обнесли деревянным забором, за которым находились могилы с надгробиями, представляющими произведения искусства (усыпальницы Бартеневых, Емельяновых, Ершевских, Куколевских, Исаевых и другие). Наиболее выдающиеся прихожане и священники были похоронены в ограде храма. Так, по указу Курской Духовной Консистории от 13 марта 1910 года за № 4622 у стен храма был похоронен Алексей Николаевиче Полторацкий; (1885-12.03.1910), дворянин д. Доброхотово.

17 апреля 1903 года Божественную литургию при большом скоплении народа провел епископ Курский и Белгородский Лаврентий. Это было последнее посещение храма правящим архиереем. Через полтора десятка лет власть, о сохранении которой молились Владыка Лаврентий с жителями села, рухнула, и началась эпоха борьбы с религией. Многие священники прихода подверглись гонениям: о. Павла Костина – арестовывали в 1921 году, а в 1937 году приговорили к расстрелу; в 1930-х годах расстреляли Николая Калошина, арестовали о. Андрея Постникова, о. Порфирия Попова, о. Василия Ветрова.

В 1937 году церковь обворовали, потом подожгли и взорвали, а кирпичи вывезли на стройку. О. Макарий Титов служил в доме, который церковной общине пожертвовала Косилова М. Е. В этом молитвенном доме служили до 1986 года.

В 1986 году прихожане 13 деревень собрали деньги и высказали желание построить здание храма. Возглавил строительство настоятель прихода о. Владимир Силаков. Ему помогали Лунева Мария Владимировна, Черняева Наталья Ивановна, инокиня Жирова Мария Васильевна и другие прихожане. Церковь была построена за шесть месяцев в 1986 году. Из-за территориальных изменений здание храма ныне находится на территории Нижнемедведицкого сельсовета Курского района.

Алексей Петушков

Храм в с. Шемякино признан аварийным. Несмотря на работы по укреплению фундамента продолжается (хотя и замедлилось) образование новых трещин. Шлакоблоки, из которых выложены стены, утратили прежнюю прочность. Учитывая малочисленность прихода, уже сейчас следует задуматься о его будущем, в том числе и о помещении для совершения Богослужений. Одним словом, впереди строительство храма, отвечающего не только духовным потребностям людей, но и их безопасности. Место для строительства будет определено Владыкой. Существует два предполагаемых места: с. Курица и с. Шемякино. В пользу с. Шемякино говорит привычка людей и наличие там кладбища. За с. Курица - подход наших предков. Храмы они всегда строили, исходя из соображений их общедоступности, на транспортных артериях - водоемах (Храм с. Шемякино тому пример). Но сейчас транспортные артерии - это трассы, поэтому наши деды заложили бы, наверно, храм вблизи дороги. Село Шемякино труднодоступно не только зимой, но и летом для тех, кто не имеет личного транспорта. Кладбища же всегда основывались рядом с храмом, но не наоборот. Храм нужен живым более чем мертвым, на кладбище - место часовни. В данном тексте я изложил свое личное отношение к данному вопросу. Что же будет на жизни - воля Божия. Участок в Курице сейчас оформляется, приводится в порядок, и там будет установлен поклонный Крест.

21 сен 2013

Летом 2016 года было принято решение оборудовать церковь в здании старого магазина. Сейчас в нем регулярно проводится служба.

 

На начало страницы